Знакомство с профессиями через сюжетно-ролевую игру.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для
формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей
активный интерес к различным профессиям.
В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно
вопрос о будущей профессии начинает возникать только в старших классах в
связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования.
Однако к этому его можно и нужно готовить уже с детского сада.
Главная цель ранней профориентации детей – это развить
эмоциональное отношение ребенка к миру профессий, дать возможность
проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и
профессий.
Одной из важнейших потребностей ребенка является получение новых
впечатлений и знаний.
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным
периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать
у детей активный интерес к различным профессиям. А как мы знаем, что
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (3-7 лет) является игра. Эта
деятельность, направленная на ориентацию ребёнка в системе социальных и
межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой
деятельности, осуществляемая путём принятия роли, использования игровых
предметов и др. Ведущее значение игры подкреплено вескими аргументами.
В игре дошкольник примеряет на себя различные роли взрослого. Чаще
всего, это обобщенные роли. Дети копируют некий собирательный образ,
выступая врачом или мамой, учителем или продавцом, водителем или
полицейским и еще кем угодно, как подскажет фантазия.
Каждая сюжетно-ролевая игра включает в себя определенный сюжет,
выбранный самими детьми или предложенный взрослыми, а также завязана
на исполнении соответствующих сюжету ролей. Польза таких игровых
действий велика: отображая в игре профессиональную деятельность
взрослых, дошкольники учатся распределять роли, последовательно и
логично выполнять действия, связанные с сюжетом, расширяют свои
познания о разнообразии профессий в мире.
Самыми распространенными в детском саду являются игры в семью,
магазин, парикмахерскую, больницу.
Дошкольники, организовывая в группе кабинет врача, магазин или
парикмахерскую, строят корабль или автобус, воссоздают знакомые сюжеты
из обычной жизни.
Для организации сюжетно-ролевых игр в группах нашего детского сада
есть обычно специальное оборудование. Например, в игровых уголках есть
витрины и прилавки магазина, всё для парикмахера, инструментарий врача,
рули и штурвалы для постройки транспортных средств. Все это помогает
активнее вжиться в исполнение ролей, а необходимые атрибуты позволяют
сделать ролевые игры близкими к реальной жизни.
Наблюдая за сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников,
воспитатель может сделать вывод, насколько эффективны были проведенные
занятия и экскурсии, посвященные знакомству с новой профессией. Также в
деятельности детей сразу становится видно, как хорошо они овладели
навыками социализации: умеют ли договариваться, вежливо ли общаются
друг с другом, четко ли выполняют правила.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии
заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению
родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда,
чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше
разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет
знать и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Недаром говорят, что дети – это наше будущее, а пока наше
будущее еще маленькое, мы должны помочь ему с ранней
профориентацией.