План реализации образовательного процесса
в группах раннего и дошкольного возраста
(Инструктивно-методическое письмо Министерства образования
Республики Беларусь к 2024/2025 учебному году)
План реализации образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста может включать следующие структурные компоненты.
1. Задачи деятельности учреждения образования на учебный год (планируются на учебный год).
2. Научно-методическое обеспечение: перечень учебных изданий (планируется на учебный год, возможна актуализация с учетом выпуска новых учебных изданий).
3. Взаимодействие с семьями воспитанников: формы и содержание работы по повышению психологопедагогической компетентности законных представителей воспитанников (планируются на месяц).
При планировании деятельности учреждения образования в структурный компонент плана «Взаимодействие с семьями воспитанников» в рамках форм работы по повышению психологопедагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников и включению их в образовательный процесс рекомендуется внести работу по формированию основ гражданско-патриотической культуры воспитанников, в том числе привитию им общечеловеческих, гуманистических ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности, и др.
Министерство образования обращает внимание на необходимость усиления в учреждении образования информационно-разъяснительной работы с законными представителями обучающихся по различным вопросам в сфере образования начиная с воспитателя дошкольного образования возрастной группы, которую посещает ребенок, до руководителя учреждения образования.
В соответствии с должностными обязанностями, определенными ЕКСДС, воспитатели дошкольного образования должны изучать условия жизни и воспитания детей, а также планировать, организовывать и проводить воспитательную, образовательную и оздоровительную работу, направленную на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.
4. Индивидуальная работа с воспитанниками: содержание работы по образовательным областям учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования на основе ежедневных наблюдений педагогического работника и с учетом результатов детской деятельности (планируется на месяц). При необходимости вносятся корректировки с учетом ежедневных наблюдений педагогического работника за качеством освоения воспитанниками содержания учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования как в специально организованной, так и нерегламентированной деятельности. Коррекционноразвивающая работа планируется и осуществляется педагогомпсихологом, учителемдефектологом.
5. Закаливание: основные виды закаливания с учетом принципов закаливания, возрастных особенностей воспитанников, сезонных изменений, условий учреждения образования (планируется на теплый / холодный периоды).
6. Двигательная активность: содержание мероприятий распорядка дня. Утренняя гимнастика (планируется два раза в месяц: 1-й комплекс – на первую-вторую недели, 2-й комплекс – на третью-четвертую недели); подвижные игры и физические упражнения на 1й и 2й прогулках (планируются еженедельно); активный отдых (формы организации физкультурно-оздоровительной деятельности планируются на месяц с учетом возраста воспитанников группы и учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования).
7. Специально организованная деятельность, регламентированная типовым учебным планом (игра, занятие), планируется по образовательным областям учебной программы дошкольного образования на основе расписания игр, занятий на каждый день недели в соответствии с учебным планом учреждения образования, учебными планами специального образования на уровне дошкольного образования. Определяются тема и цель деятельности в течение недели. В содержание планирования включаются образовательная область и вид занятия, тема занятия, задачи, источники планирования.
Планирование специально организованной деятельности в разновозрастной группе осуществляется в соответствии с общими требованиями, но имеет особенности. При планировании фронтальных форм работы следует учитывать различие содержания (по степени трудности) и продолжительности деятельности детей каждого возраста. Необходимо указывать задачи применительно к каждому возрасту, предусмотреть дифференцированные задания для детей, в том числе задания коррекционной направленности.
8. Нерегламентированная деятельность воспитанников: виды детской деятельности: предметная, познавательная практическая, общение, игровая, художественная и др. (планируется на каждую неделю месяца с учетом тематики недели). В содержание планирования включаются форма работы, тема и цель.
При планировании образовательного процесса в группах раннего возраста с целью качественной реализации содержания учебной программы дошкольного образования, учебных программ специального образования на уровне дошкольного образования необходимо обеспечить повторность проведения занятий.